Понятие о композиции и ее роль в написании картины.
Организованное сочетание всех средств художественной формы, то есть
рисунка, цвета, освещения и др., направленное на то, чтобы помочь
зрителю увидеть в картине самое существенное и тем самым понять ее
содержание и проникнуться выраженными в ней мыслями и чувствами,
называется композицией.
Само слово "композиция" в переводе на
русский значит сочетание или соединение отдельных частей в единое
целое, а в случае с картиной-сочетание отдельных частей картины в единое
художественное целое.
Четкая, продуманная композиция позволяет
художнику выразительно и ясно передавать зрителям свою идею и чувства,
которые он стремился выразить в своем произведении.
В картине
любого жанра ее композиционное построение играет главенствующую роль.
Особенно важно для художника работа над композицией в сюжетных
какртинах, в которых необходимо передать сложные взаимоотношения людей
в их жизни. работе, быту. В такой картине должны быть правдиво и
доступно выражены характеры и чувства людей, их субъективное отношение
к происходящему событию, участниками которого они являются, какую роль
они в нем играют. Эта задача только усложняется если художник
изображает события ему не знакомые или историческое прошлое.
Для
всего этого конечно необходим профессионализм и мастерство художника.
Но как же достигнуть этого самодеятельному художнику, который не
получает систематического художественного образования, может ли он
научиться писать картины, в частности сложные сюжетные?
Лучшим
ответом являются примеры великих художников, которые не учась либо мало
учась в специализированных учреждениях, смогли достичь совершенства в
своих картинах. Красноречивыми в этом плане являются факты из
биографии Винсента Ван Гога, котоый по сути так нигде и не учился и
только благодаря своему самобытному таланту, силе воли, упорству и
усиленному труду смог подняться до высот профессионального мастерства.
Конечно, для того чтобы писать картины необходимо иметь склонность к
искусству, способности и вдохновение, без которых невозможно написать
картину, которая понравилась бы людям, и тогда сила воли и труд
обеспечат успех. Картину нужно начинать на вдохновении следуя своему
таланту, а продолжать и заканчивать совершенствуя ее чисто технически.
И самое главное без чего не обойтись при создании любой картины-это
правильная композиция. То, что художник хочет изобразить на
полотне должно быть четко размещено на нем, изображение конечно же
нельзя , например, разместить в углу полотна либо внизу, сбоку, вверху,
все должно быть органично вписано в холст, чтобы глядя на картину был
четко виден ее завершенный сюжет, будь-то портрет, пейзаж, натюрморт
или сцена из жизни с множеством персонажей.
Существуют основные первоначальные пути, пользуясь которыми, человек,
стремящийся рисовать, может воспользоваться для создания композиции
своего произведения.
Во-первых нужно развивать свою наблюдательность, то есть способность
видеть в окружающей жизни отдельные факты. явления, характеры людей,
уметь их анализировать и обобщать, выделять в них главное, важное и
отделять от второстепенного , ненужного, случайного.
Для художника развитие наблюдательности достигается каждодневными, систематическими
упражнениями в фиксации наблюдений путем зарисовок. Конечно порой
сложно воспроизвести по памяти увиденное где-то по дорогое, для этого
многие художники делают зарисовки в блокноте прямо в метро, на улице,
кафе, театре, другие пользуются фотокамерой, которая очень полезна в
фиксации наблюдений и упрощает последующую задачу.
Во-вторых необходимо овладеть техникой и мастерством рисунка и
живописи, даже если впоследствии будет выработан свой стиль. Учиться
надо, опираясь на натуру, потому что правда природы есть основание
правдоподобия в искусстве, как говорил Дидро. Только путем постоянного
активного наблюдения, изучения и воспроизведения натуры можно овладеть
не только рисунком и живописью, но и необходимыми навыками композиции.
"Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, потом понабравшись
довольно, стараться подчинить себе натуру", - внушал своим ученикам
замечательный педагог, художник П.П. Чистяков, учитель Репина,
Сурикова, Серова.
Изобразив что-либо на полотне (холст, картон, лист бумаги) всегда нужно следовать таким правилам:
1. Размер рисунка должен соотвествовать размеру полотна, не быть слишком мелким или наооборот тесным.
2. Композиционное размещение рисунка должно быть таким, чтобы он не жался к боковым краям листа, не лез вверх или катился вниз
3. Постановка и пропорции должны как можно лучше отвечать
действительности, в случае самобытности стиля, в любом случае
несоответсвие пропорций должно быть таким, чтобы не вызывать отвращения
или недоумения у зрителей
4. Черты нарисованного , фигура человека, его движения нужно передавать выразительно и по-возможности правдиво
5. Детали не должны заслонять или подавлять главное в рисунке.