Любой, и художник, и писатель, и теоретик восхищается способностями Леонардо да Винчи (1452-1519), Флорентийского мастера, подлинного основателя нового этапа ренессансного искусства, попадает под влияние его магического искусства, преклоняется перед его умением написать на полотне движение и влажность воздуха, позволить свету попадать в тень и эффективно сочетать портрет с окружающим пейзажем.
Леонардо да Винчи всю жизнь скитался и только незадолго до смерти по приглашению короля Франциска 1, которому принадлежали все луврские картины Леонардо, приехал во Францию в 1517 году. При дворе короля художника встретили с почетом, предоставили ему небольшой замок Кло-Люс, расположенный поблизости от королевской резиденции Амбуаз. Но к тому времени Леонардо был уже очень слаб, силы покидали его, он не мог рисовать и вскоре скончался. В замке Кло-Люс теперь представлены макеты машин, которые сконструировны по рисункам Леонардо и фотокопии его творений. Там же находится могила Леонардо.
Знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи была написана предположительно около 1503-1506 г.г..
В чем же состоит секрет очарования Джоконды, изображенной на маленьком полотне, заставляющий множество людей застывать в изумлении и благоговении перед ее портретом, не замечая ни многчисленные трещинки на полотне, ни потемневшие от времени краски. Ее загадочность состоит в изменчивости ее облика. Женщина, изображенная Леонардо спокойно сидит, сложив руки на подлокотнике кресла, но лицо ее полно неуловимого движения, вот слегка дрогнули в легкой улыбке губы, им в ответ заулыбались глаза, смотрящие на зрителя внимательно и чуть насмешливо. Мягкие, прозрачные тени как-бы вибрируют на ее лице, вызывая ощущение трепетной жизни. Слова "слегка", "чуть", "как-бы" нельзя назвать достаточными, чтобы описать многообразие тончайших оттенков, которые в целом создают ощущение загадочности и сложности образа.
С момента написания легендарного портрета во Флоренции прошло несколько сотен лет, а споры вокруг него не прекращаются. Основной вопрос, занимающий исследователей, кто изображен на картине. Действительно ли это жена богатого флорентийского купца Франческо Джокондо, или тот портрет пропал, а нам улыбается совсем не Монна Лиза, а Изабелла дЭсте или Констанция дАвалос, которые тоже были моделями художника.? Существует также версия. что свою Джоконду Леонардо писал. глядясь в зеркало.
Как бы то ни было, за шедевром Лувра укрепилось имя Джоконда. Сама картина, соперничая с загадочностью ее героини, живет в музее необычной жизнью. Однажны она вдруг исчезает из Лувра, похищенная неким итальянцем. Находят ее через два года у похитителя и возвращают назад, в Лувр. Кроме этого нелегального путешествия, Джоконда совершает и официальные поездки. В 1962 году она посетила США, а в 1974 году-Японию, остановившись проездом в Москве. Всегда ее сопровождал эскорт музейных работников и полиции. И это неудивительно, ведь стоимость картины исчисляется не одним миллиардом евро!