Четверг, 25/Апр/2024, 01:53:02

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Известные художники » Сезанн Поль

Сезанн Поль

  "Художник должен всецело посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы. Литератор изъясняется при помощи абстракций, тогда как художник посредством рисунка и цвета наглядно передает свои ощущения, свое восприятие. Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее перед природой. Но надо в какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения. Проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее"

Поль Сезанн, май 1904г.


Французский живописец родился в городке Экм-ан-Провансе. Семья Сезана происходила из итальянского селения Чезана на границе с Францией. Отец художника был торговцем шляпами,     затем стал банкиром. В 1859 году он приобрел имение «Жа де Буффан», которое впоследствии Сезанн неоднократно изображал в своих картинах.

С  1852 по 1859 год Поль Сезанн учился в колледже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, ставшим на долгие годы его верным другом. Одновременно брал уроки рисунка у художника Жебера в вечерней школе при Музее в  в Эксе. Золя, который верил в талант Сезанн, в апреле 1860года писал ему из Парижа: «Одна фраза твоего письма меня огорчила: «Живопись, которую я люблю, но которая мне не дается» . Тебе! И не дается! Мне кажется, ты ошибаешься. Я тебе уже говорил; в художнике два человека: поэт и ремесленник. Поэтом рождаешься, мастером становишься. А ты обладаешь тем, что нельзя приобрести, у тебя есть талант. Чтобы добиться успеха тебе только надо упражнять свои руки и стать мастером». В конце концов поверив в свои силы и сломив упорное сопротивление отца, в апреле 1861 года Сезанн уехал в Париж, чтобы продолжить свое художественное образование.

   В Париже Поль стал посещать занятия в Академии Сюиса, где он готовился к поступлению в Школу изящных искусств – олицетворение успеха и благополучие, которое могло бы примирить отца с выбором сына. Здесь он познакомился с Писсарро и Гийоменом, дружбой и советами которых очень дорожил: в Париже молодой художник был одинок, и, будучи от природы замкнутым и застенчивым, тяжело сходился с людьми. Его провинциальные манеры и южный акцент вызывали у остальных учеников академии снисходительные насмешки.

   Сезанн с молодых лет отличался упорством, граничащим с упрямством, что очень пригодилось ему в Париже. Он отдавал подготовке много сил: ежедневно рисовал натуру, ходил на выставки Салона, копировал в Лувре, так что даже не хватало времени на встречи с другом детства Золя, который также пытался делать карьеру в Париже. В одном из писем своему другу Байлю в июне 1861 года Золя писал: «Доказать что-либо Сезанну – это все равно что уговорить башни Собора Парижской богоматери, чтобы они станцевали кадриль. Может быть он и скажет «да», но ни на отцу не сдвинется с места. И заметь, что с возрастом его упрямство все усиливается, хотя разумных причин для этого не становится больше. Он сделан из одного куска, жесткого и твердого на ощупь».  В сентябре того же года Сезанн вынужден вернуться в Экс, не потупив в Школу изящных искусств. В Эксе по требованию отца он поступил на службу в банке. Однако Сезанн вскоре понимает, что семейный бизнес не для него. Все время пребывания в Эксе Сезанн переписывается с Эмилем Золя.

 

В 1863 году Сезанн возвращается в Париж, где опять безрезультатно пытается поступить в Школу изящных искусств. Преподавателей видимо не устраивает его темпераментная живопись и грубый мазок. "Залитые ярким светом в фарфоровых вазах или разбросанные на белой скатерти лежат яблоки и груши, грубоватые, топорные, как-будто вылепленные лопаткой щтукатура и подправленные большим пальцем. Если подойти вплотную, перед вашими глазами - неистовое нагромождение мазков киновари и желтого цвета, зеленого и синего, отступив на фокусное расстояние, вы видите плоды достойные витрины лучшего магазина, сочные, спелые, аппетитные".

В ранних работах Сезанна прослеживается тяга к романтизму, палитра его в этот период темна. Встреча с Мане меняет его стиль, под влиянием общения с ним Сезанн делает значительные успехи. Вторая половина 60-х годов - период первых ярких удач в области портрета. Сезанн пишет своих близких, отца и дядю Доминика, друзей - художника Ампреда и критика Валабрега. Сезанн надеется попасть в Салон со своими картинами, но его живопись настолько необычна, что все попытки попасть на главный официальный показ страны терпят поражение. В пылу борьбы за участие в Салоне, Сезанн продолжает творческую деятельность. ОН много пишет и постепенно приходит к мысли обратиться в своих произведениях к природе. Он по-прежнему ведет замкнутый образ жизни, сосредоточен только на искусстве.

В период франко-прусской войны Сезанн скрывается в Эстаке. С собой он привозит 20-летнюю модель Ортранс Фике, с которой у него был роман. Через году у них появляется сын-Поль. Боясь гнева отца, Сезанн живет с ней вне брака, он боится, что узнав об этой связи отец перестанет поддерживать его материально, прокормить же семью с помощью своего творчества он не в состоянии. Брак с Отранс Фике он смог узаконить только, когда сыну исполнилось 14 лет, в 1886 году.

1870 годы становятся для художника периодом импрессионизма, он с интересом изучает вопросы света и цвета, пребывает в Понтуазе и Овере, работает на пленэре с Писсаро, его палитра становится более яркой, мазки более упорядоченными. По настоянию Писсаро он принимает участие в Первой выставке импрессионистов. Он выставляет три своих полотна : Дом повешенного", "Пейзаж в Овере", и "Новая Олимпия", написанные в 1873 году. Его работы подвергаются конечно же резкой критике % "Увы, пойдите и взгляните на нее! Сложенная пополам женщина, с которой негритянка стягивает последнее покрывало, чтобы предложить ее во всем ее безобразии очарованному взгляду какой-то коричневой куклы. Вы помните "Олимпию" господина Манэ? Это был шедевр рисунка, точности и законченности по сравнению в картиной господина Сезанна". Критики не стесняются в выражениях, посетители дают волю рукам, художники вынуждены по очереди дежурить на выставки, небезосновательно опасаясь за сохранность своих полотен.

На третьей выставке импрессионистов, критики наконец дают его работам высокую оценку, он представил на ней 16 своих работ, в том числе "Купальщиков". Художник, до сих пор удостаивавшийся только смеха, теперь назван человеком из породы гигантов. Положительная статья, написанная о нем, дает ему ту желанную поддержку, в которой он нуждался, укрепляет его в сознании правильности своего пути.

После Третьей выставки художник отходит от импрессионизма, в 1879 г. уезжает из суетного Парижа в Экс, где остается до конца своей жизни. Произведения, созданные в 1880-х годах относят к конструктивному периоду творчества художника. В своих полотнах он стремится как можно более полно отразить иллюзию глубины пространства, передавая каждое его изменение при помощи тончайших оттенков цвета. Одни из лучших произведений Сезанна бесспорно изображения горы Сен-Виктуар близ Экса, в которых он стремится найти новые сочетания цвета, формы и пространства.

Сезанн органично сочетал в себе талант практика с теорией.  Он писал :" Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом. Нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путем наблюдения природы, интеллект путем логики ощущений, создающей выразительные средства. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Художник должен учиться писать на этих простых фигурах. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь рисунок, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становиться рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой."

Уединенный образ жизни художника, нежелание выставляться, приводит к тому, что после смерти папаши Танги, его картины, которые были у торговца, продаются за смехотворные суммы, от45 до 215 франков. Художник, никак не напоминавший о себе парижской публике, практически забыт. Писаро, по-отечески относившийся к Сезанну, напоминает о нем Амбруазу Воллару, который открыл галерею на улице Лафит,41. Воллар, доверявший Писсаро, разыскал Сезанна и предложил ему сотрудничество. Результат превзошел его ожидания, Сезанн прислал ему 150 картин, он даже не смог показать их все. Так состоялась первая персональная выставка Сезанна, ему тогда исполнилось 56 лет. Выставка имела большой успех. Воллар провел еще две выставки, и публика с интересом относилась к вновь открытому художнику.

Так в последние годы жизни Сезанн приобрел известность, у него появилось много поклонников, к нему в Экс едут молодые художник, считающие себя его учениками, его картины успешно продаются за хорошую цену, что однако не радует художника. Успех его раздражает, ему не нравится шумиха вокруг его имени, вмешательство в личную жизнь.

Последние годы с 1890 по 1906 год получили название синтетического периода в творчестве Сезанна. В этот период он создает множество вариаций на тему "Купальщики", "Игроки в карты", Гора Сен Виктуар.  До последних дней художник трудился на пленэре, окруженный молодыми художниками, Дени, Русселем, Боннаром, Бернаром. 15 октября 1906 года он отправился на этюд и попал под дождь. Тремя днями позже он скончался от скоротечного воспаления легких. Ему было 67 лет.

С именем Сезанна связано многое в искусстве Франции. Его особая манера в живописи породила множество подражателей, их даже называли 2сезаннистами". Художественные открытия Сезанна положили начало таким значительным явлениям двадцатого века как фовизм и кубизм.

 



Категория: Сезанн Поль | Добавил: globalart_KP (27/Янв/2009)
Просмотров: 9578 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]