"Гоген-завоеватель империи. Если он не царь современной живописи, то
царский сын. Он любит простое, реальное, конкретное, человеческое. Он любит
вещество и его формы, а не идею. Он искал вовсе не новой живописи, а новых
ликов жизни. И когда он нашел их, полюбил и понял, тогда он мимоходом создал и
новую живопись...Он из тех, кто влюблен в вещи и готов своим бессмертием
пожертвовать за преходящие формы этого мира"
Максимилиан Волошин
Эжен Анри Поль Гоген родился в семье парижского журналиста в 1848 году. Детство
художника прошло в Перу. куда вынуждена была переехать его семья после смерти
отца в 1849 году.
По складу своего характера Гоген всегда был склонен к путешествиям и приключениям.
Рисовать он начал случайно и делал это в свободное от работы время. До 1871
года он был моряком, потом работал маклером, но с 1883 года полностью посвятил
себя живописи. Не получив регулярного художественного образования, Гоген взял
всего несколько уроков у Писсаро, встреча с которым сыграла решающую роль в
творчестве художника. В ноябре 1883 года Гоген вместе с детьми и женой Метте,
ждавшей в то время их шестого ребенка, перебирается в Руан, где жизнь дешевле.
В письме Эжену Мюреру Писсаро пишет: " Он оставляет Париж, чтобы полностью
отдаться живописи. Он надеется с помощью упорного труда завоевать свое место в
искусстве. Два года Гоген пытается выбраться из нужды, однако понимая тщетность
своих усилий, уходит из семьи, скитается, однако не оставляет живописи,
полностью посвятив себя ей. В мае 1885 года он пишет Писсаро : " Сейчас я
без средств и на грани отчаяния...Каждый день я спрашиваю себя: не лучше ли
подняться на чердак и повесится. Единственное , что удерживает меня - это
живопись". Постепенно Гоген справляется с кризисом и не обращая более
внимания на финансовые трудности и погружается в искусство.
В июне 1885 года Гоген возвращается в Париж, где вынужден из-за отсутсвия
средст к существованию расклеивать афиши. В 1886 году художник покидает Париж и
перебирается в никому неизвестный городок Понт-Авен в Бретани, который
благодаря Гогену превращается в один из важных художественных центров.
Поселившись в Пансионе Глоанек, своим суровым обликом и нелюдимостью Гоген
заслужил репутацию чудака, к тому же пишушего в манере импрессионизма, которая
была мало знакома окружавшим его художникам, представлявшим реалистическую
живопись. Художник Хартрик-сосед Гогена, вспоминал:"Он ...был сдержанным и
уверенным в себе, замкнутым и почти суровым...Большинство его скорее
боялись". Другой художник Пигодо писал о Гогене : "Его теории,
очень своеобразные, и его еще более своеобразная живопись будоражили всю
колонию художников...Молодые художники, КОТОРЫЕ ПОНАЧАЛУ ЕГО ВЫСМЕИВАЛИ, ПОМИМО
ВОЛИ ПОПАДАЛИ ПОД ВЛИЯНИЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА". Постепенно Гоген завоевывает
уважение общества, к нему начинают обращаться за советом, что очень льстит ему
и придает уверенности в себе.
Вернувшись в Париж в ноябре 1886 года, Гоген знакомится и начинает дружить с
Ван Гогом. Дружба эта странная, так как оба отличаются непримиримостью
характеров. Однако Гоген недолго задерживается в Париже, забирающем у него
здоровье и энергию, и отправляется в Панаму, чтобы жить там дикарем. В апреле с
другом Шарлем Лавилем Гоген прибывает в Панаму, где оставшись без средств,
тщетно понадеявшись на помощь родственника, мужа сестры, нанимается землекопом
на строительство Панамского канала. Вместо того, чтобы поправить здоровье, как
он надеялся, он подхватывает малярию и дизентерию, подрывающие его силы, он не
может больше писать, однако находит в себе силы перебраться на
Мартинику-остров, очаровавший его на пути в Панаму. В ноябре 1887 года больной
Гоген возвращается во Францию, везя с собой лишь несколько пейзажей, но эти
пейзажи просто необыкновенны, они поражают своей красотой и экзотичностью.
Знакомство с тропиками приносит в палитру Гогена новые, более яркие краски,
исчезает бледность его предыдущих работ, контрасты становятся более заметными.
Это становится началом нового, глубоко индивидуального стиля Гогена, тропического.
Зимой 1887-1888 года Гоген живет в Париже, распродает свои картины,
возобновляет дружбу с Ван Гогом, помогает ему организовывать выставку. Брат Ван
Гога приобретает у него работы и это позволяет ему отправится снова в Бретань,
где он создает 75 картин. В том же году Гоген посещает Ван Гога в Арле, эта
поездка заканчивается трагически, сильная ссора приводит к помещению
обезумевшего Ван Гога в лечебницу для душевнобольных. Тем не менее , Гоген
написал в Арле несколько замечательных работ, среди них "Ночное
кафе", которое очень нравилось Ван Гогу. После ссоры с Ван Гогом Гоген
покидает Арль и после недолгого пребывания в Понт-Авене отправляется на Таити,
тяготясь суетой цивилизации, от которой он нигде не мог укрыться.
8 июня 1891 года после двухмесячного путешествия Гоген наконец достигает Таити.
Туземцы встречают его с удивлением, особенно женщины. "Он был высокого
роста , прямой, стройный, сильный и ухитрялся сохранять вид полнейшего
пренебрежения к окружающему, хотя и был полон любопытства к тому, что
происходит на Таити, острого предвкушения той работы, которую ему предстоит
здесь совершить"-, пишет лейтенант Жено о прибытии художника на остров.
Гогена непреодолимо влечет своеобразная атмосфера, царящая на острове, тихие
ночи, грация местных жителей. Он поселяется в отдаленном уголке, в хижине: с
одной стороны океан, с другой горы и виднеющийся в океане остров Моореа, за
вершины которого каждый вечер заходит солнце.
Вдохновленный окружающей его красотой Гоген пишет необыкновенные картины, поражающие
необычайной яркостью и сочностью красок, непосредственностью и лиризмом
композиций, умиротворенностью и задумчивостью. Картины его как никогда
гармоничны, глядя на них как будто сливаешься с природой и не можешь не мечтать
побывать на этом удивительном острове.
Однако Гоген продолжает испытывать финансовые трудности, его картины в Париже
не продаются. До него также доходит весть о смерти друга, Альбера Орье, который
напоминал о нем в прессе. Подавленный, Гоген возвращается в Париж, где он
пытается наладить прерванную светскую жизнь. В это время он получает небольшое
наследство, позволяющее ему сводить концы с концами. Гоген возлагал большие
надежды на выставку своих картин с Таити, однако публика встречает их с
недоумением. В прессе появляется унизительная критика: " Чтобы развлечь
ваших детей, пошлите их на выставку Гогена. Они позабавятся перед раскрашенными
картинками, изображающими четвероруких самок, распростертых на биллиардном
сукне". Не вызывают понимания его картины даже у коллег. Непонятый, Гоген
, после поездки в Бретань и проигранного судебного процесса с хозяйкой
пансиона, отказавшейся вернуть его картины, решает покинуть Францию навсегда,
он возвращается на Таити, однако на этот раз остров разочаровывает его
проникшей европейской цивилизацией. Его снова преследуют неудачи, он болен,
ученики отказываются к нему приезжать. Он пишет :"Я самый настоящий
неудачник...". Зимой1897-98 года из Копенгагена приходит печальное
известие о смерти горячо любимой единственной дочери, в возрасте 20 лет она скончалась
от пневмонии. Полный отчаяния художник совершает попытку самоубийства.
Несмотря на затянувшийся мрачный период, Гоген пишет одни из своих лучших
работ, "Королева" и "Куда мы? Кто мы? Откуда мы?". 16
сентября 1901 года Гоген перебирается на остров Доминик, находящихся в
Маркизском архипелаге, где проводит последние полтора года жизни, активно
работает, пишет статьи и литературные произведения ( "Ноа-Ноа",
"Прежде и потом" )
В апреле 1903 года он выступает с протестом против плохого обращения с туземцами,
за что его приговаривают к трем месяцам тюрьмы. Через месяц Гоген умирает от
острой сердечной недостаточности.
Непонятый, отвергнутый при жизни, Гоген после смерти получил полное,
безоговорочное признание и является по праву величайшим художником своей эпохи,
это право он заслужил и своим талантом, и трудом, и своими страданиями.
"Его негритянки очень поэтичны. Во всем, что он делает, есть что-то
доброе, сердечное, удивительное. Люди еще не понимают его, и он очень
расстроен, что картины не продаются-так бывает со всеми настоящими
поэтами" Винсент Ван Гог
"Мне больно видеть, как Гоген не может выполнить то, что задумал, из-за чисто
материальных причин - отсутствия красок, холста и т.д."
Из письма Бернара Ван Гогу
Поль Гоген. Видение после исповеди1888 Холст,
масло. Национальная галерея Шотландии.
Поль Гоген. Там находится храм.
1892 Холст, масло. Музей искусства Филодельфия.
Поль Гоген. Девушка с фруктом 1893 Холст, масло. Эрмитаж.
Поль Гоген. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём? 1897 Холст, масло. Музей изящных искусств. Бостон
Поль Гоген. Девушки с манго. 1899 Холст, масло. Музей Метрополитен.
Нью-Йорк.
Поль Гоген. Белая лошадь. 1898 Холст,
масло. Музей д'Орсэ. Париж.