РЕАЛИЗМ. От позднелат. (геalis — вещественный, действительный) В
искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими
средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе
развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие
методы (например, просветительский реализм, критический реализм,
социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью,
обладают своими характерными особенностями.
Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах
искусства. В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение
как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В
многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции.
Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей
художественного познания, основную тенденцию поступательного развития
художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная
сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности.
Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств,
и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности
того или иного художественного явления.
Ранняя весна.Сельский пейзаж.
В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик,
то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то
кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной
культуры своего времени. Представители другой точки зрения на реализм
ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём
исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом
случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к 18 в., к эпохе
Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом
реализме 19 в., его следующий этап представляет в 20 в. социалистический
реализм, трактующий жизненные явления с позиций социалистического мировоззрения.
Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения,
типизации жизненного материала. Реализм в таком понимании исследует личность
человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и
общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализма вырабатывалась на
материале истории литературы, в то время как первая — преимущественно на
материале пластических искусств.
Шишкин, Иван Иванович.
Сосновый бор. Мрачноватый лес в Вятской губернии. 1872. 117 х 165 см. Холст,
масло. Россия.
Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с
другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным
многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации
действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов.
Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. П. Давида и
О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно
отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях
объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. При
этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью
к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных,
исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию.
Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существующих черт объективного
реального мира средствами искусства.
Кипренский, Орест
Адамович. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814. 71 x 58 см. Холст.
Романтизм. Россия.
Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве
различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность
жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет
определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в
романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не
всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим.
Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве
с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит
различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не
подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или
иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация,
заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и
условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные,
а порой и отвлеченные, приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и
острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле,
Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского,
Б. Брехта и мн. др.), особенно тогда, когда сущность того или иного социального
явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных
фактах или предметах.
Крамской, Иван Николаевич. Неизвестная. 1883. 75,5 x 99
см. Холст, масло. Реализм. Россия.
Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических
условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером
технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам
самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т.
п.).
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Теоретический принцип и основное
художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х - начале
1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг.
сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать
в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей
и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы
национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное
искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое
изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание
исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.
Программа соцреализма была основана на прославлении революционной
борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма.
Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод
соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное
искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало
драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим
талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные
произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
|