Влияние цвета в живописи очень велико, от
сочетания цветов зависит конечный эффект картины на зрителя. Цвета
воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они
воздействуют как на глаз, так и на чувства человека.
Основой для
восприятия цвета являются световые волны, которые раздражают
чувствительные клетки глаза. Каждому цвету соотвествует определенная
длина волны и , следовательно, определенная частота колебаний.
Раздражение глазного нерва передается центральной нервной системе и
включается в общую функциональную систему организма. Поэтому цвета
вызывают определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение,
возбуждение, ощущение тепла и холода.
Особым свойством цвета
является его светосила, которая не только придает окраске определенную
привлекательную силу, но и создает у человека ощущение тепла и холода.
Все светлые цвета, как правило, дают ощущение легкости и кажутся глазу
особенно близкими. Темные цвета, наооборот, излучают холод,
воспринимаются как тяжелые и далекие.
На основании научных наблюдений были установлены такие реакции на цвета:
желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости
оранжевыйцвет-теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость
красный цвет-наиболее
действенный и активный цвет, его трудно подавить другими, светлые
оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные-серьезно, содидно
фиолетовый цвет-может
быть как светлым и теплым в легких оттенках, но все-таки в большей
степени цвет холодный, даже мрачный, при большой поверхности может
оказывать негативное действие
синий цвет-холодный, тихий, отдаляющий, но вместе с тем энергичный, голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные
зеленый цвет-связующий,
успокаивающий, мирный, пассивный, светло-зеленый-оживленный, веселый,
темно-зеленый-холодный, сдержанный, отступает особенно рядом с желтым,
оранжевым и красным, но оттесняет синий на второй план
белый цвет-нейтральный,
сильно контрастирующий со всеми темными тонами, в пестрые сочетания
вности свет и оживление, увеличивает объемность
черный цвет-нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов.
На
основе четырех основных цветов спектра, желтого, красного, синего и
зеленого, и четырех промежуточных, производных цветов, оранжевого,
фиолетового, сине-зеленого, желто-синего, была разработана шкала цветов
(колометрическая шкала ). Она раскрывает сложную область теории цвета и
облегчает компановку красок. Согласно колометрической шкале, следует
различать два цветовых ряда: ахроматический и хроматический.
К
ахроматическим цветам относятся белый и черный со всеми промежуточными
оттенками серого, являющегося производным от смешения белого с черным.
Ограниченная с обеих сторон и восходящая от светлого ( белого ) в
темному ( черному ) цветовая шкала носит название ряда серых,
ахроматических цветов и служит для осветления, затемнения ( в
зависимости от доли черного и белого ) хроматических цветов.
Ахроматические цвета не могут сами превращаться и лишь их оттенки могут
быть более светлыми или темными.
К
хроматическим цветам относятся все основные и производные цвета
спектра, а также всевозможные образующиеся в результате их смешения
оттенки.
В живописи холодные и теплые свойства цвета
используются таким образом. Все, что находится на свету, обычно
изображается при помощи теплых красок, в тени преобладают холодные
тона.