АКАДЕМИЗМ. (Франц. academisme) - направление в изобразительном
творчестве, связанное с деятельностью художественных учебных заведений -
академий.
Алексеев, Федор
Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801. 81,3 х 110,5 см. Холст, масло.
Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Первые академии художеств появились в Европе в XVI-XVII вв. Болонская
академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и
скульптуры - в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. - в
Берлине и т. д. В России Академия художеств (официальное название - Академия
трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И. И. Шувалова. В 1764
г. в царствование Екатерины II стала императорской. Тем самым был окончательно
закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного
учреждения. В основе деятельности европейских академий лежит строго
регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого
стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию.
Боттичелли, Сандро.
Весна (Primavera). Три Грации. 1485-1487 Дерево, темпера
В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда -
приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической
системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить
композицию, применяя правильную - итальянскую - перспективу. До тех пор, пока
академическая система способствовала формированию национальных художественных
школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением
прогрессивным.
Кипренский, Орест Адамович. Портрет
графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с
мандолиной и эфиопянки. Романтизм. Россия.
Однако начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных
заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на
идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием
живого художественного процесса. Что и привело к открытым протестам со стороны
молодых демократически настроенных художников, вроде "бунта четырнадцати" в
Петербургской АХ в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в
академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось
писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события
современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период
понятие "академизм" приобрело негативный характер, обозначая совокупность
догматических приемов и норм. В настоящее время академическое искусство не
является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими
направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические
традиции национальной школы.
Алексеев, Федор
Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле. 81,7 х 112 см. Холст, масло.
Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея