БАРОККО. (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших
стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI -
середины XVIII в.
Туалет Венеры.
1612-1615. 124 x 98 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды.
(Фландрия)
Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец
Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности
человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия. Главными
характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика,
стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера -
увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря
живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы. Все это отвечало новой
картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся
находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным,
сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Яудервилле, Изак де.
Ученый в кабинете ("Melancholia secunda"). Фрагмент. Около 1630. Дерево
(дуб), масло. Барокко. Нидерланды (Голландия).
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая
геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному
движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под
воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно
дисгармоничные в своем победном звучании.
Рубенс, Петер Пауль. Похищение дочерей
Левкиппа. Около 1618-1820. 222 x 209 см. Холст, масло. Барокко.
Барокко поражает эффектными интерьерами, напоминающими театральные
декорации, контрастным сочетанием использованных для их отделки материалов и
фактур, а порой и шокирующим включением в произведения искусства "реальных"
деталей, например настоящих зубов и волос в женские статуи.
Веласкес,
Диего. Венера с зеркалом
(Венера Рокебю). Около 1644-1648. 122,5 x 177 см. Холст, масло.
Барокко. Испания.
Стиль барокко создал неповторимую ансамблевость, свойственный только
ему синтез архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В
каждой европейской стране барокко имеет свою специфику при сохранении основных
особенностей стиля. Так, на родине, в Италии, этот стиль реализовался наиболее
ярко и по времени раньше, чем, например, во Франции, где ведущая роль в XVII в.
принадлежала классицизму. В России развитие барокко
приходится на первую половину и середину XVIII в.
Свободное от мистической экзальтации, свойственной этому стилю в
католических странах, искусство барокко в России прославляет крепнущую
самодержавную власть. Эпоха барокко отмечена также строительством величественных
зданий, светских и церковных, а также целых архитектурных ансамблей, возведенных
такими выдающимися зодчими, как М. Г. Земцов, Д. В. Ухтомский, Ф. Б. Растрелли,
С. И. Чевакинский и др.
|